На главную

 

 

 

ПРОГРАММА   ВОСПИТАНИЯ

                                                                                              Разработала заместитель директора по ВР

                                                                                                                                                                                                                 2005-2006 учебного года

                                                                                                                                                                                                                          Карцева  Наталья  Александровна

 

Введение

 

       Продолжительное время  Озерищенская школа работает над темой «Патриотическое воспитание». Но изменения, происходящие в обществе, привели к изменениям целей, задач, направлений и самой структуры воспитательной работы в школе. Общество требует создание личности, умеющей ориентироваться в трудных жизненных ситуациях, способной на сознательный выбор, на самостоятельную выработку идей. Поэтому возникла необходимость создания программы воспитательной деятельности школы. Педагогическим коллективом было решено направить воспитательную деятельность на формирование у школьников:

               правового самосознания;

               гражданской ответственности;

               толерантности;

             способности к успешной социализации;

             потребности в здоровом образе жизни.

     Тематика занятий по классам подобрана с учетом возрастных, психологических особенностей детей и дает возможность творческого развития педагогам и учащимся.

 

Этапы реализации программы

 

  Апробация программы в 2005-2006 учебном году.

  Итоги апробации программы: положительные стороны и недостатки, поправки, дополнения.

  Реализация программы в течение 5-ти лет.

Основная часть

 

      1.Цель  воспитания

 

Цель: создание условий для формирования нравственно и физически здоровой, творческой и ответственной  личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях; воспитание гражданина.

 

2.Основные принципы воспитания

 

Принцип  гуманизма – предполагает уважение к ребенку, к его правам и свободам, терпимость к недостаткам ребенка, добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность; возможность ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; учет интересов, потребностей и способностей каждого ребенка.

 

Принцип социального закаливания детей – предполагает включение детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; создание позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом; стимулирование научного и морального познания и самопознания детей; оказание помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

 

Принцип сотрудничества -  обеспечивается определением  доминирующей  и  социально  значимой  цели  деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей; развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых; воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.

 

Принцип природосообразности – предполагает учет половозрастных особенностей учащихся.

 

   Принцип культурособразности – предполагает обеспечение режима наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении их к       культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса.

 

        3.Основные блоки программы 

 

        Программа предполагает вести работу по пяти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников. Это следующие блоки:

          «Я и моя семья»;

         «Я и мое здоровье»;

         «Я и закон»;

          «Я среди людей»;

          «Я и моя Родина».

 

Программа деятельности классного руководителя по указанным блокам

 

1- 4 классы

 

Задачи:

 

  формирование представления об ответственности в семейных отношениях, о своих семейных обязанностях;

  формирование представления о правах и обязанностях, о  важности правил в жизни человека;

  формирование умений общаться, дружить, ответственно относиться к выбору друзей;

  формирование умения высказывать свое мнение и выслушивать мнение других;

  воспитание бережного отношения к природе;

  формирование у детей представления о ценности здоровья и потребности его укрепления.

 

Содержание деятельности классного руководителя 1-4 классов

 

Название блока

Основное содержание

Форма работы

1.

Я и моя семья

Мой дом. Тепло отчего дома. Мои семейные обязанности. Что значит любить папу и маму, братишку и сестренку.

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Занятие: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Занятие: Наша дружная семья.

Занятие: Каждый должен знать свои корни.

Занятие: Коли брат с сестрой не ссорятся, то и в доме счастье водится.

 

2.

Я и мое здоровье

Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня». Как стать нехворайкой. Вредные привычки.

 1кл.

2кл.

 3кл.

4кл.

Уроки здоровья, экскурсии, спортивные соревнования.

Занятие: Будь здоров.

Занятие: Энциклопедия здоровья.

Занятие: Если ты заболел.

Занятие: Привычки полезные и вредные.

3.

Я и закон

Для чего нужны правила поведения в школе. Правила поведения на уроке, в школе, в общественных местах и в быту. Хорошие и плохие поступки. Приучение к выполнению поручений и обязанностей. Права человека. Конвенция о правах ребенка.

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Занятие: Нужны ли ребенку права.

Занятие: Жить по правилам.

Занятие: Защищай и уважай права человека.

Занятие: Мои права и обязанности.

Занятие: Конвенция для тебя и меня.

4.

Я среди людей.

Усвоение понятий: правдивость, честность, ответственность, отзывчивость, вежливость, друг, дружба, доверие. Я и мы. Как помочь товарищу, если он попал в беду. Хорошие манеры.

 

 

 

1кл.

 

 2кл.

 

3кл.

 

4кл.

Тренинги  с выбором вариантов поведения в различных ситуациях

 

Занятие: Ежели вы вежливы.

Занятие: Кто дружбу водит, тот счастье находит.

Занятие: Дружба всего дороже.

Занятие: Век живи, век учись.

Занятие: Наши поступки зависят от нас.

Занятие: Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь.

Занятие: Да мы разные, но все мы – люди!

Занятие: Нет друга – ищи, а нашел – береги.

5.

Я и моя Родина

Наша Родина – Россия. Герб и флаг России. Охранять природу – значит охранять Родину. Ветераны ВОВ – жители моей деревни. Моя деревня – мой дом.

 

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Субботники, трудовые операции.

Занятие: Живой мир.

Занятие: Зеленое платье Земли.

Занятие: Берегите природу.

Занятие: Защити природу.

 

 

5-7 классы

 

Задачи:

 

  формирование нравственного опыта подростка, способствование осознанию им значимости человеческого общения и своего места в коллективе;

формирование социально ценных поведенческих норм, развитие умения регулировать свое поведение, критически относится к своему поведению, прогнозировать последствия своих действий;

  формирование умения вести здоровый образ жизни;

воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем, чувства долга перед родными, семьёй, Родиной; осознание роли семьи в жизни каждого человека;

формирование понятий «социальная норма», «закон», осознание последствий нарушения социальной нормы и законов.

 

Содержание деятельности классного руководителя 5-7 классов

 

Название блока

Основное содержание

Форма работы

1.

Я и моя семья

Что такое семья? Роль семьи в жизни каждого человека. Родственники: далекие и близкие. Семейные ссоры, можно ли их избежать. Семейные традиции, будни и праздники.

Кл. часы общения

 

Практикум: Правила поведения с родителями.

 Занятие: Моя семья.

 

2.

Я и мое здоровье

Жизнь и здоровье человека. Болезнь и здоровье. Здоровый образ жизни. Травмы и их причины. Вредные привычки. Как победить пристрастие к ним.

Кл. часы общения

Спортивные мероприятия.

Суд над вредными привычками.

Час общения: Осторожно, это опасно!

Игра: «Город здоровья».

Диалог-размышление: Можно ли избавиться от вредных привычек?

3.

Я и закон

Личная ответственность школьника. Правила поведения. Понятие «социальная норма». Представление человека о добре и зле, как основе нравственных норм. Что такое закон. Наказание за нарушение социальных норм, законов. Преступление – действие не только умышленное, но и жестокое. Помощник в преступлении тоже преступник. Правовые и моральные последствия.

Кл. часы общения

Кл.ч. «Законы школьной жизни».

Занятие: Права гражданина.

 

4.

Я среди людей.

Усвоение понятий: эстетичность, сдержанность, управление собой, настойчивость, долг, порядочность, этикет. Культура поведения. Права ребенка. «Можно» и «нельзя» в жизни. Особенности поведения девочек и мальчиков. Человек среди людей. Общение с незнакомыми, сверстниками. Общение детей и взрослых. Конфликты, причины.

Классные часы общения • Диспут • Игры-тренинги Круглый стол

 

Занятие: Мой класс и я.

Занятие: Мое общение.

Кл. час общения: Поговорим о дружбе.

Игра: Школа вежливости.

Диагностическая беседа «Что мы ценим в людях».

Анализ конкретных ситуаций.

5.

Я и моя Родина

Моя деревня. История моей деревни, школы. Природа родного края. Проблемы экологии.

Кл. часы общения

Встреча с ветеранами. Посадка деревьев. Уход за памятниками. Изготовление кормушек, скворечников. Трудовые десанты, операции, акции. Субботники. Экскурсии.

 

 

                                                                                    8-9 классы

Задачи:

  формирование нравственных представлений учащихся о сущности и содержании моральных отношений; развитие потребностей и интересов, стимулирующих нравственный выбор поступков;
  развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к здоровью, к
здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом.
  формирование у учащихся системы знаний о правовых и моральных нормах, ответственного отношения к ним, способности к выбору действий и поступков в
морально-правовой ситуации в соответствии с нормами права и морали;
  воспитание гражданских чувств и качеств; формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков в организаторской деятельности;
  формирование умений избегать, разрешать семейные конфликты;
  формирование ответственности перед Родиной, малой родиной.
 


Содержание деятельности классного руководителя 8-9 классов

 

Название блока

Основное содержание

Форма работы

1.

Я и моя семья

Предназначение семьи. Семейные роли. Семейные конфликты. Как вести себя в семье. Когда начинается личная жизнь. Право на личные тайны и свое мнение в семье. Первая любовь.

Кл. часы общения

 

Практикумы: «Правила счастливого человека», «Личные проблемы».

 

 

2.

Я и мое здоровье

Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Здоровье в руках самого человека. Духовное и физическое здоровье.

Кл. часы общения

Диалог-размышление «От соблазна к кошмару».

Дискуссия: Сколько стоит твое здоровье.

Занятие: Здоровье.

Занятие: Свободное время и твое здоровье.

Деловая игра: «Познай себя и будь здоров».

Дискуссия: Всегда ли в здоровом теле – здоровый дух?

3.

Я и закон

Преступление и наказание. Ответственность за нарушение общественного порядка. Моральная, юридическая ответственность. Преступления, жертвой которых может стать молодой человек. Зачем нужна милиция. Сущность понятия «гражданин». Права и обязанности гражданина. Закон и порядок.

Кл. часы общения

Встреча с сотрудниками правоохранительных органов.

Диспут: Как не стать жертвой преступления.

Диспут «Смертная казнь».

Дискуссия: Алкоголь и преступность. Дискуссия: Может ли преступление быть безнаказанным?

4.

Я среди людей.

Мы все разные. Человеческая индивидуальность. Потребность человека быть среди людей. Ответственное отношение человека к своему поведению среди людей. Агрессивность в отношениях. Жестокость современного общества.

Классные часы общения • Диспут • Игры-тренинги Круглый стол

 

Деловая игра «Переговоры».

Кл. час общения «Первое впечатление. Какой я».

 Кл. час общения: Сотрудничество».

 

5.

Я и моя Родина

Моя Родина. Любовь к малой родине. Культура, история деревни. Помощь престарелым жителям деревни. Экологический кризис.

Кл. часы общения. Экскурсии. Встреча с ветеранами. Посадка деревьев. Трудовые десанты, операции, акции. Субботники. Забота о памятниках.


 

                                                                              10-11 классы


Задачи:

  формирование умения видеть свое место в будущем родины;
  расширение представлений о социальном устройстве жизни через формирование знаний об образе жизни человека и способах существования человека;
  формирование и отстаивание своей жизненной позиции
  развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к здоровью, к
здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом.
  развитие опыта и культуры правового поведения;
  формирование гражданского сознания;
  формирование представлений о нормах семейных отношений, о своей будущей семейной жизни; изучение семейного права


Содержание деятельности классного руководителя 10-11 классов
 

Название блока

Основное содержание

Форма работы

1.

Я и моя семья

Нормы семейных отношений. Семейное право. Моя будущая семейная жизнь. Ценности и приоритеты. Как готовить себя к семейной жизни. Может ли человек прожить в одиночестве?

Кл. часы общения

Дискуссия: Моя будущая семейная жизнь.

 Деловая игра: Семейные права и обязанности.

Диагностическая беседа «Может ли человек прожить в одиночестве?».

 

2.

Я и мое здоровье

Образ жизни. Жизнь и здоровье человека. Забота человека о своем здоровье.

Кл. часы общения

Акция «Нет наркотикам».

Устный журнал « Мое здоровье».

Дискуссии: ( Здоровье и профессия. Наркомания: кто виноват и что делать?)

3.

Я и закон

Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность. Необходимость соблюдения законов. Вещи, имущество, собственность. Право собственности несовершеннолетних. Основы трудового законодательства. Законодательство о браке и семье. Я и политика.

Кл. часы общения

Встреча с сотрудниками правоохранительных органов.

Дискуссия: Я и политика. Тематический вечер «Преступление и наказание».

Диспут «Смертная казнь».

Дискуссия: Преступниками рождаются или становятся?

4.

Я среди людей.

Как разрешать конфликты в отношениях с людьми. Умение договориться. Проявление агрессивности и жестокости в межличностных отношениях: от детской драки до преступления. Умение сохранить свою свободу и достоинство. Как определить свои способности. Моя будущая профессия.

 

Классные часы общения • Диспут • Игры-тренинги Круглый стол

 

Дебаты «Человек конфликтный – за и против».

 Дискуссия «Можно ли избавиться от конфликтов».

5.

Я и моя Родина

Моя Родина. Проблемы российской армии. Выбор профессии в условиях родного города. Профессии, востребованные в сельской местности. Помощь престарелым жителям и ветеранам деревни.

Кл. часы общения

Экскурсии. Встреча с ветеранами. Посадка деревьев. Трудовые десанты, операции, акции. Субботники. Забота о памятниках.

Дискуссия: Нужны ли

профессиональная армия и альтернативная служба.

 

 

Модель выпускника

 

      Выпускник должен нести ответственность за свое здоровье, стремиться к здоровому образу жизни, уметь гибко реагировать на изменения в обществе, испытывать потребность в труде, осознавать себя как личность, владеть нравственной и коммуникативной культурой, знать правовые нормы.

     Ориентирами выпускника должны стать ответственность перед обществом, государством, семьей, патриотизм, ответственное отношение к деятельности, уважительное отношение к людям, умение принять нужное решение, осуществить неслучайный выбор.

         Хочется верить, что социальные ориентиры и жизненная позиция выпускников будут  базироваться на системе ценностей, заложенной в школьные годы.

 

Сайт создан в системе uCoz