Разработала заместитель директора по ВР
2005-2006 учебного года
Карцева Наталья Александровна
Введение
Продолжительное время Озерищенская школа работает над темой «Патриотическое воспитание». Но изменения, происходящие в обществе, привели к изменениям целей, задач, направлений и самой структуры воспитательной работы в школе. Общество требует создание личности, умеющей ориентироваться в трудных жизненных ситуациях, способной на сознательный выбор, на самостоятельную выработку идей. Поэтому возникла необходимость создания программы воспитательной деятельности школы. Педагогическим коллективом было решено направить воспитательную деятельность на формирование у школьников:
правового
самосознания;
гражданской
ответственности;
толерантности;
способности к
успешной социализации;
потребности в
здоровом образе жизни.
Тематика занятий по классам подобрана с учетом возрастных, психологических особенностей детей и дает возможность творческого развития педагогам и учащимся.
Этапы реализации программы
Апробация
программы в 2005-2006 учебном году.
Итоги апробации
программы: положительные стороны и недостатки, поправки, дополнения.
Реализация
программы в течение 5-ти лет.
Основная часть
1.Цель воспитания
Цель: создание условий для формирования нравственно и физически здоровой, творческой и ответственной личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях; воспитание гражданина.
2.Основные принципы воспитания
Принцип гуманизма –
предполагает
уважение к ребенку, к его правам и свободам, терпимость к недостаткам ребенка,
добровольное включение
ребенка в ту или иную деятельность;
возможность ребенка
свободно выбирать способы и средства достижения цели;
учет интересов, потребностей и способностей каждого ребенка.
Принцип социального закаливания детей – предполагает включение детей в
решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; создание позиции
вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом; стимулирование научного
и морального познания и самопознания детей; оказание помощи детям в анализе
реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с
людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.
Принцип сотрудничества - обеспечивается
определением
доминирующей и социально значимой цели деятельности
коллектива, объединяющей педагогов и детей;
развитием детского
самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и
взрослых;
воспитанием
ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.
Принцип природосообразности – предполагает учет половозрастных особенностей
учащихся.
Принцип
культурособразности – предполагает обеспечение режима наибольшего
благоприятствования учащимся в приобщении их к
культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса.
3.Основные блоки программы
Программа предполагает вести работу по пяти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников. Это следующие блоки:
«Я и моя
семья»;
«Я и мое здоровье»;
«Я и закон»;
«Я среди
людей»;
«Я и моя
Родина».
Программа деятельности классного руководителя по указанным блокам
1- 4 классы
Задачи:
формирование представления об
ответственности в семейных отношениях, о своих семейных обязанностях;
формирование представления о
правах и обязанностях, о важности правил в жизни человека;
формирование умений общаться,
дружить, ответственно относиться к выбору друзей;
формирование умения высказывать
свое мнение и выслушивать мнение других;
воспитание бережного отношения к
природе;
формирование у детей
представления о ценности здоровья и потребности его укрепления.
Содержание деятельности классного руководителя 1-4 классов
№ |
Название блока |
Основное содержание |
Форма работы |
|
1. |
Я и моя семья |
Мой дом. Тепло отчего дома. Мои семейные обязанности. Что значит любить папу и маму, братишку и сестренку. |
1кл. 2кл. 3кл. 4кл. |
Занятие: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Занятие: Наша дружная семья. Занятие: Каждый должен знать свои корни. Занятие: Коли брат с сестрой не ссорятся, то и в доме счастье водится.
|
2. |
Я и мое здоровье |
Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня». Как стать нехворайкой. Вредные привычки. |
1кл. 2кл. 3кл. 4кл. |
Уроки здоровья, экскурсии, спортивные соревнования. Занятие: Будь здоров. Занятие: Энциклопедия здоровья. Занятие: Если ты заболел. Занятие: Привычки полезные и вредные. |
3. |
Я и закон |
Для чего нужны правила поведения в школе. Правила поведения на уроке, в школе, в общественных местах и в быту. Хорошие и плохие поступки. Приучение к выполнению поручений и обязанностей. Права человека. Конвенция о правах ребенка. |
1кл. 2кл. 3кл. 4кл. |
Занятие: Нужны ли ребенку права. Занятие: Жить по правилам. Занятие: Защищай и уважай права человека. Занятие: Мои права и обязанности. Занятие: Конвенция для тебя и меня. |
4. |
Я среди людей. |
Усвоение понятий: правдивость, честность, ответственность, отзывчивость, вежливость, друг, дружба, доверие. Я и мы. Как помочь товарищу, если он попал в беду. Хорошие манеры. |
1кл.
2кл.
3кл.
4кл. |
Тренинги с выбором вариантов поведения в различных ситуациях
Занятие: Ежели вы вежливы. Занятие: Кто дружбу водит, тот счастье находит. Занятие: Дружба всего дороже. Занятие: Век живи, век учись. Занятие: Наши поступки зависят от нас. Занятие: Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь. Занятие: Да мы разные, но все мы – люди! Занятие: Нет друга – ищи, а нашел – береги. |
5. |
Я и моя Родина |
Наша Родина – Россия. Герб и флаг России. Охранять природу – значит охранять Родину. Ветераны ВОВ – жители моей деревни. Моя деревня – мой дом. |
1кл. 2кл. 3кл. 4кл. |
Субботники, трудовые операции. Занятие: Живой мир. Занятие: Зеленое платье Земли. Занятие: Берегите природу. Занятие: Защити природу. |
5-7 классы
Задачи:
формирование нравственного опыта
подростка, способствование осознанию им значимости человеческого общения и
своего места в коллективе;
формирование социально ценных
поведенческих норм, развитие умения регулировать свое поведение, критически
относится к своему поведению, прогнозировать последствия своих действий;
формирование умения вести
здоровый образ жизни;
воспитание чувства
ответственности за свой дом, порядок в нем, чувства долга перед родными, семьёй,
Родиной; осознание роли семьи в жизни каждого человека;
формирование понятий «социальная
норма», «закон», осознание последствий нарушения социальной нормы и законов.
Содержание деятельности классного руководителя 5-7 классов
№ |
Название блока |
Основное содержание |
Форма работы |
1. |
Я и моя семья |
Что такое семья? Роль семьи в жизни каждого человека. Родственники: далекие и близкие. Семейные ссоры, можно ли их избежать. Семейные традиции, будни и праздники. |
Кл. часы общения
Практикум: Правила поведения с родителями. Занятие: Моя семья.
|
2. |
Я и мое здоровье |
Жизнь и здоровье человека. Болезнь и здоровье. Здоровый образ жизни. Травмы и их причины. Вредные привычки. Как победить пристрастие к ним. |
Кл. часы общения Спортивные мероприятия. Суд над вредными привычками. Час общения: Осторожно, это опасно! Игра: «Город здоровья». Диалог-размышление: Можно ли избавиться от вредных привычек? |
3. |
Я и закон |
Личная ответственность школьника. Правила поведения. Понятие «социальная норма». Представление человека о добре и зле, как основе нравственных норм. Что такое закон. Наказание за нарушение социальных норм, законов. Преступление – действие не только умышленное, но и жестокое. Помощник в преступлении тоже преступник. Правовые и моральные последствия. |
Кл. часы общения Кл.ч. «Законы школьной жизни». Занятие: Права гражданина.
|
4. |
Я среди людей. |
Усвоение понятий: эстетичность, сдержанность, управление собой, настойчивость, долг, порядочность, этикет. Культура поведения. Права ребенка. «Можно» и «нельзя» в жизни. Особенности поведения девочек и мальчиков. Человек среди людей. Общение с незнакомыми, сверстниками. Общение детей и взрослых. Конфликты, причины. |
Классные часы общения • Диспут • Игры-тренинги Круглый стол
Занятие: Мой класс и я. Занятие: Мое общение. Кл. час общения: Поговорим о дружбе. Игра: Школа вежливости. Диагностическая беседа «Что мы ценим в людях». Анализ конкретных ситуаций. |
5. |
Я и моя Родина |
Моя деревня. История моей деревни, школы. Природа родного края. Проблемы экологии. |
Кл. часы общения Встреча с ветеранами. Посадка деревьев. Уход за памятниками. Изготовление кормушек, скворечников. Трудовые десанты, операции, акции. Субботники. Экскурсии. |
8-9 классы
Задачи:
формирование нравственных представлений учащихся о сущности и содержании
моральных отношений; развитие потребностей и интересов, стимулирующих
нравственный выбор поступков;
развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к здоровью, к
здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом.
формирование у учащихся системы знаний о правовых и моральных нормах,
ответственного отношения к ним, способности к выбору действий и поступков в
морально-правовой ситуации в соответствии с нормами права и морали;
воспитание гражданских чувств и качеств; формирование опыта и культуры
гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков в
организаторской деятельности;
формирование умений избегать, разрешать семейные конфликты;
формирование
ответственности перед Родиной, малой родиной.
Содержание деятельности классного руководителя 8-9 классов
№ |
Название блока |
Основное содержание |
Форма работы |
1. |
Я и моя семья |
Предназначение семьи. Семейные роли. Семейные конфликты. Как вести себя в семье. Когда начинается личная жизнь. Право на личные тайны и свое мнение в семье. Первая любовь. |
Кл. часы общения
Практикумы: «Правила счастливого человека», «Личные проблемы».
|
2. |
Я и мое здоровье |
Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Здоровье в руках самого человека. Духовное и физическое здоровье. |
Кл. часы общения Диалог-размышление «От соблазна к кошмару». Дискуссия: Сколько стоит твое здоровье. Занятие: Здоровье. Занятие: Свободное время и твое здоровье. Деловая игра: «Познай себя и будь здоров». Дискуссия: Всегда ли в здоровом теле – здоровый дух? |
3. |
Я и закон |
Преступление и наказание. Ответственность за нарушение общественного порядка. Моральная, юридическая ответственность. Преступления, жертвой которых может стать молодой человек. Зачем нужна милиция. Сущность понятия «гражданин». Права и обязанности гражданина. Закон и порядок. |
Кл. часы общения Встреча с сотрудниками правоохранительных органов. Диспут: Как не стать жертвой преступления. Диспут «Смертная казнь». Дискуссия: Алкоголь и преступность. Дискуссия: Может ли преступление быть безнаказанным? |
4. |
Я среди людей. |
Мы все разные. Человеческая индивидуальность. Потребность человека быть среди людей. Ответственное отношение человека к своему поведению среди людей. Агрессивность в отношениях. Жестокость современного общества. |
Классные часы общения • Диспут • Игры-тренинги Круглый стол
Деловая игра «Переговоры». Кл. час общения «Первое впечатление. Какой я». Кл. час общения: Сотрудничество».
|
5. |
Я и моя Родина |
Моя Родина. Любовь к малой родине. Культура, история деревни. Помощь престарелым жителям деревни. Экологический кризис. |
Кл. часы общения. Экскурсии. Встреча с ветеранами. Посадка деревьев. Трудовые десанты, операции, акции. Субботники. Забота о памятниках. |
10-11 классы
Задачи:
формирование умения видеть свое место в будущем родины;
расширение представлений о социальном устройстве жизни через формирование
знаний об образе жизни человека и способах существования человека;
формирование и отстаивание своей жизненной позиции
развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к здоровью, к
здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом.
развитие опыта и культуры правового поведения;
формирование гражданского сознания;
формирование представлений о нормах семейных отношений, о своей будущей
семейной жизни; изучение семейного права
Содержание деятельности классного руководителя 10-11 классов
№ |
Название блока |
Основное содержание |
Форма работы |
1. |
Я и моя семья |
Нормы семейных отношений. Семейное право. Моя будущая семейная жизнь. Ценности и приоритеты. Как готовить себя к семейной жизни. Может ли человек прожить в одиночестве? |
Кл. часы общения Дискуссия: Моя будущая семейная жизнь. Деловая игра: Семейные права и обязанности. Диагностическая беседа «Может ли человек прожить в одиночестве?».
|
2. |
Я и мое здоровье |
Образ жизни. Жизнь и здоровье человека. Забота человека о своем здоровье. |
Кл. часы общения Акция «Нет наркотикам». Устный журнал « Мое здоровье». Дискуссии: ( Здоровье и профессия. Наркомания: кто виноват и что делать?) |
3. |
Я и закон |
Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность. Необходимость соблюдения законов. Вещи, имущество, собственность. Право собственности несовершеннолетних. Основы трудового законодательства. Законодательство о браке и семье. Я и политика. |
Кл. часы общения Встреча с сотрудниками правоохранительных органов. Дискуссия: Я и политика. Тематический вечер «Преступление и наказание». Диспут «Смертная казнь». Дискуссия: Преступниками рождаются или становятся? |
4. |
Я среди людей. |
Как разрешать конфликты в отношениях с людьми. Умение договориться. Проявление агрессивности и жестокости в межличностных отношениях: от детской драки до преступления. Умение сохранить свою свободу и достоинство. Как определить свои способности. Моя будущая профессия. |
Классные часы общения • Диспут • Игры-тренинги Круглый стол
Дебаты «Человек конфликтный – за и против». Дискуссия «Можно ли избавиться от конфликтов». |
5. |
Я и моя Родина |
Моя Родина. Проблемы российской армии. Выбор профессии в условиях родного города. Профессии, востребованные в сельской местности. Помощь престарелым жителям и ветеранам деревни. |
Кл. часы общения Экскурсии. Встреча с ветеранами. Посадка деревьев. Трудовые десанты, операции, акции. Субботники. Забота о памятниках. Дискуссия: Нужны ли профессиональная армия и альтернативная служба. |
Модель выпускника
Выпускник должен нести ответственность за свое здоровье, стремиться к здоровому образу жизни, уметь гибко реагировать на изменения в обществе, испытывать потребность в труде, осознавать себя как личность, владеть нравственной и коммуникативной культурой, знать правовые нормы.
Ориентирами выпускника должны стать ответственность перед обществом, государством, семьей, патриотизм, ответственное отношение к деятельности, уважительное отношение к людям, умение принять нужное решение, осуществить неслучайный выбор.
Хочется верить, что социальные ориентиры и жизненная позиция выпускников будут базироваться на системе ценностей, заложенной в школьные годы.